17 янв. 2012 г.

О графомании без графомании


Сразу предупреждаю, - будет конкретно, доступно, по существу и …скучно. Именно потому, что без графомании.

На сегодняшний день обобщенно-усредненное значение термина «графомания» – патологическая страсть к писательству с претензией на публикацию/признание.

Если откинуть вторую половину определения (которая явно притянута за уши к греческому γράφωμανία) и устрашающее «патологическая», остается «страсть к писательству». Таким образом, обвинение в графомании сводится к обвинению в безудержном желании писать.

Имеет ли подобное обвинение право на существование?

По шагам:



·        Шаг первый. Попробуем представить себе писателя, начисто лишенного желания писать. Получается? У меня – нет. Без страсти можно шить сапоги, строить дома и составлять научные обоснования. Бесстрастная художественная литература – это сценарий. «Запрограммированная» же страсть, подобно «запрограммированному счастью» - отдает фальшью. Впрочем, это вопрос мастерства автора.

Мой вывод: по-настоящему атмосферное произведение создается только на вдохновении/страсти/мании/ГРАФОМАНИИ автора… или же исключительно талантливым архитектором словостроения и тончайшим психологом-манипулятором в одном лице (но речь сейчас не о нем).

  • Шаг второй. Другой вопрос – в какую форму облачена страсть. Иными словами, я хочу классифицировать виды графомании, с которыми сталкивалась лично, и, опять-таки, лично, установить право на существование каждого из них:
1. Зацикливание. Пережевывание одной и той же идеи. Повторения. Растягивание. Возможный пример – это описание состояния эпилептика перед припадком в романе «Идиот» Достоевского. Мысль была бы ясна, идея понятна, сюжетная цель достигнута и намного меньшим количеством слов. Но. Читаешь и не устаешь, и не напрягает.
Одним словом: мастеру – можно, аутсайдерам – нет.

2. Эмоциональная перенасыщенность.  «Красивостями», аллегориями, метафорами и пр. Кого-то прет от бесконечных эпитетов, а кто-то устает на первой же странице. Критики против подобных излишеств, но я видела случаи такой талантливой «живописи», что не взялась бы судить ее поклонников.
Короче, - на любителя.

3. Безудержный поток бессвязных мыслей/образов. Отсутствие логики, отсутствие или потеря сюжетной линии. Это, пожалуй, и есть тот самый случай, когда к мании писать можно добавлять медицинские термины, отражающие психологическую несостоятельность. Каким бы замечательным языком и стилем не обладал автор, его произведение меня не удержит дальше первых двух-трех страниц.
Читателя нужно уважать.

  • Шаг третий. А зачем вообще осуждать графоманию? Чтобы учить «писать правильно»? А кто установил эти «правила»?
Вы знаете хотя бы одного Мастера Слова, который учил бы других? Представьте себе Булгакова, преподающего «основы построения мистического романа». Или Тургенева с «правилами употребления аллегорий в описании природы». У меня не получается. И даже не побоюсь вспомнить известное и жутко обидное «кто умеет – делает, кто не умеет – учит»…

Выкиньте из «Идиота» растянутости, сократите предложения, исправьте синтаксис, уберите излишнюю образность в описаниях (согласно известным «правилам»), - что получится? Разве сможет при этом сохраниться та уникальная атмосфера, присущая исключительно романам Ф.М., в которую, как в 4-D погружаешься с головой? Никогда. Не просто так ведь Достоевский всю жизнь боролся с редакторами и спорил с критиками.

Никто не переубедит меня в том, что умный автор равняется на мнение читателя, а не критика. И еще я верю в аксиому «спрос порождает предложения». В литературе – как на рынке – на каждый товар есть свой покупатель. И будет ли востребована графомания данного графомана – это только вопрос его способности угодить своей потребительской аудитории. А какую нишу рынка заполнить – вопрос только самого графомана. Если он в состоянии найти хотя бы одного постоянного читателя, - его графомания оправдана.

Мой общий вывод: графомания – это болезнь, которая, поражая талантливый организм, делает из пациента Писателя. Если же Писатель наделен еще и способностью критически оценивать свое творчество, он в скором времени становится Мастером. И «оценивать критически», в данном случае, это не значит «причесывать» свое произведение по указке критика, а самостоятельно расставлять акценты, убирать излишества и уважительно относиться к читательской логике ТОЛЬКО сообразно своему собственному видению общей картины.

Графомания Мастера уникальна. А уникальность не может укладываться в установленные КЕМ-ТО рамки/правила.

Поселяясь же в организме, не отмеченном искрой божьей, графомания никому не вредит, кроме самого больного.

Все талантливые Мастера, которых знаю лично я – графоманы.
И где здесь проблема?

3 комментария:

  1. Ну, сопсна, я осмелюсь дать свое (или чье-то, но не знаю еще чье) определение: графомания значит - не могу не писать! А дальше по тексту выше: если автор талантлив - хорошо, что он не может не писать; а если он посредственность - то плохо, что он не может не писать)))

    Кстати, я пробовала: могу или не могу? Я, оказалось, могу не писать. Следовательно, я не графоман)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аха. И я такая!Я, даже, скорее, "не могу писать" даже за деньги - как сегодня... например:)))

      Удалить
  2. Спасибо, хорошая статья)))))

    ОтветитьУдалить

КОНКУРС "Рабочий стол копирайтера"

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!



1 место – 3 работы с призами по 10 вмз:

- «БЕССОВЕСТНЫЙ ДИАЛОГ» (SoyaSolana)

- ОЧЕНЬ СКУЧНАЯ СТАТЬЯ, ИЛИ «ПОТОМУ, ЧТО МЫ – БАНДА!» (marusya1)

«ГЛАГОЛОМ ЖЕЧЬ!» (janna001)

2 место – 6 работ с призами по 5 вмз:

– «СКАЗКА» (Dasha_R),

- «Уши копирайтинга» (ladosha)

- «Приключения Алисы в виртуальном зазеркалье» (Wasilina)

- «Конфетный копирайтинг» (docadept),

- Записки сумаш...мамы-копирайтера (Crystalmoon)

- Не рабочее место красит автора (ideal)



3 место – 5 работ по 1 вмз:

- Кто со мной, в Бразилию? (AftorDail)

- Кто руководит копирайтером? (Svetsolnca)

- В комнате с белым потолком, с правом на надежду... (Predok)

- Ландыши и муравьи (Будни копирайтера в декретном) (Filologinja)

- Покатаемся на тележках, или копирайтинг в экстремальных условиях.

Прошу отписаться всех победителей в комментариях под своими работами (указать номер кошелька вебмани)



Advego.ru - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов

как со мной связаться?

Пишите - gjdjhjn33@gmail.com

Стучите - ICQ  567386720