Сразу предупреждаю, - будет конкретно, доступно, по существу и …скучно. Именно потому, что без графомании.
На сегодняшний день обобщенно-усредненное значение термина «графомания» – патологическая страсть к писательству с претензией на публикацию/признание.
Если откинуть вторую половину определения (которая явно притянута за уши к греческому γράφωμανία) и устрашающее «патологическая», остается «страсть к писательству». Таким образом, обвинение в графомании сводится к обвинению в безудержном желании писать.
Имеет ли подобное обвинение право на существование?
· Шаг первый. Попробуем представить себе писателя, начисто лишенного желания писать. Получается? У меня – нет. Без страсти можно шить сапоги, строить дома и составлять научные обоснования. Бесстрастная художественная литература – это сценарий. «Запрограммированная» же страсть, подобно «запрограммированному счастью» - отдает фальшью. Впрочем, это вопрос мастерства автора.
Мой вывод: по-настоящему атмосферное произведение создается только на вдохновении/страсти/мании/ГРАФОМАНИИ автора… или же исключительно талантливым архитектором словостроения и тончайшим психологом-манипулятором в одном лице (но речь сейчас не о нем).
- Шаг второй. Другой вопрос – в какую форму облачена страсть. Иными словами, я хочу классифицировать виды графомании, с которыми сталкивалась лично, и, опять-таки, лично, установить право на существование каждого из них:
1. Зацикливание. Пережевывание одной и той же идеи. Повторения. Растягивание. Возможный пример – это описание состояния эпилептика перед припадком в романе «Идиот» Достоевского. Мысль была бы ясна, идея понятна, сюжетная цель достигнута и намного меньшим количеством слов. Но. Читаешь и не устаешь, и не напрягает.
Одним словом: мастеру – можно, аутсайдерам – нет.
2. Эмоциональная перенасыщенность. «Красивостями», аллегориями, метафорами и пр. Кого-то прет от бесконечных эпитетов, а кто-то устает на первой же странице. Критики против подобных излишеств, но я видела случаи такой талантливой «живописи», что не взялась бы судить ее поклонников.
Короче, - на любителя.
3. Безудержный поток бессвязных мыслей/образов. Отсутствие логики, отсутствие или потеря сюжетной линии. Это, пожалуй, и есть тот самый случай, когда к мании писать можно добавлять медицинские термины, отражающие психологическую несостоятельность. Каким бы замечательным языком и стилем не обладал автор, его произведение меня не удержит дальше первых двух-трех страниц.
Читателя нужно уважать.
- Шаг третий. А зачем вообще осуждать графоманию? Чтобы учить «писать правильно»? А кто установил эти «правила»?
Вы знаете хотя бы одного Мастера Слова, который учил бы других? Представьте себе Булгакова, преподающего «основы построения мистического романа». Или Тургенева с «правилами употребления аллегорий в описании природы». У меня не получается. И даже не побоюсь вспомнить известное и жутко обидное «кто умеет – делает, кто не умеет – учит»…
Выкиньте из «Идиота» растянутости, сократите предложения, исправьте синтаксис, уберите излишнюю образность в описаниях (согласно известным «правилам»), - что получится? Разве сможет при этом сохраниться та уникальная атмосфера, присущая исключительно романам Ф.М., в которую, как в 4-D погружаешься с головой? Никогда. Не просто так ведь Достоевский всю жизнь боролся с редакторами и спорил с критиками.
Никто не переубедит меня в том, что умный автор равняется на мнение читателя, а не критика. И еще я верю в аксиому «спрос порождает предложения». В литературе – как на рынке – на каждый товар есть свой покупатель. И будет ли востребована графомания данного графомана – это только вопрос его способности угодить своей потребительской аудитории. А какую нишу рынка заполнить – вопрос только самого графомана. Если он в состоянии найти хотя бы одного постоянного читателя, - его графомания оправдана.
Мой общий вывод: графомания – это болезнь, которая, поражая талантливый организм, делает из пациента Писателя. Если же Писатель наделен еще и способностью критически оценивать свое творчество, он в скором времени становится Мастером. И «оценивать критически», в данном случае, это не значит «причесывать» свое произведение по указке критика, а самостоятельно расставлять акценты, убирать излишества и уважительно относиться к читательской логике ТОЛЬКО сообразно своему собственному видению общей картины.
Графомания Мастера уникальна. А уникальность не может укладываться в установленные КЕМ-ТО рамки/правила.
Поселяясь же в организме, не отмеченном искрой божьей, графомания никому не вредит, кроме самого больного.
Все талантливые Мастера, которых знаю лично я – графоманы.
И где здесь проблема?
Ну, сопсна, я осмелюсь дать свое (или чье-то, но не знаю еще чье) определение: графомания значит - не могу не писать! А дальше по тексту выше: если автор талантлив - хорошо, что он не может не писать; а если он посредственность - то плохо, что он не может не писать)))
ОтветитьУдалитьКстати, я пробовала: могу или не могу? Я, оказалось, могу не писать. Следовательно, я не графоман)
Аха. И я такая!Я, даже, скорее, "не могу писать" даже за деньги - как сегодня... например:)))
УдалитьСпасибо, хорошая статья)))))
ОтветитьУдалить